Как сделать звук теплым

Как сделать звук теплым

Раньше читал эту историю на форуме сайта Datagor, но не сохранил ее. Сейчас попались фотографии на другом сайте.
Суть истории такова. Некий человек, с претензией на музыкальный слух (т.е, готов был дать клятву на любой священной книге, что отличит звучание одного провода от другого), обратился к радиолюбителям с помощью помочь починить усилитель. Хендмейдный, ламповый.

Купил он его у некоего авторитетного умельца-рукодельника. Но через какое-то время (какое — не уточнялось, или я уже не помню просто, несколько лет назад было дело) усилитель взял и сломался. Ну, в общем-то, обычная ситуация, техника иногда ломается. Контакты продавца потерялись. Или продавец уехал. В общем, не суть. И не мог найти этот джентльмен того, кто бы взялся за ремонт. И так его приперло, что решил он обратиться на форум с призывом о помощи. Ну а что, радиолюбители народ отзывчивый. Начали давать советы. Что-то вроде, проверить синусоиду в розетке, доходит ли эта синусоида до блока питания усилителя и т.д.
В конечном итоге, когда все советы "вытряхни пепельницу", "попиннай по шинам" и т.п. закончились, решились на крайние меры — запросили схему УНЧа. Схемы не было. Запросили фото внутренностей, типы ламп и прочее. Человек нашел отвертку, разобрал корпус. Сделал фото, выложил их.
Что получилось в итоге:

А всякие ламповые штучки (типа плавного нарастания звука) были реализованы искусственно.

А вы говорите лампы… Интегральные усилители рулят, так же, как и НЛП ).

Поговорим об окраске звука. О фактуре. О мясе, пыли, грязи, звоне, песке, шероховатостях и прочих деликатесах. Сим постом я начинаю небольшой цикл статей. И, пожалуй, начну я с “сатурации” (Saturation или “Насыщение”).

Наши уши (точнее — наше сознание) обожают улавливать в звуках “шершавость”, характерный звук, который как будто можно «потрогать», воспринимается нами более ярко. Прослушивание такой музыки доставляет удовольствие куда сильнее. А вот гладкая и стерильная пластмасса высококачественной и приближенной к реальности записи, они не то, что не любят…. Она проскальзывает из одного уха в другое, не оставляя в сознании слушателя никаких “тактильных” впечатлений.

Эти особенности саунда давно поняли и с успехом используют за рубежом, где школа звукозаписи развита куда сильнее, чем у нас. Особенно выдающимися по “окрашиванию” саунда является такие стили как хип-хоп (в 90-х, особенно), трип-хоп, индастриал, nu jazz, да и рок-инди-группы стоят в первых рядах за вкусным саундом…

Примечание: рекомендую заценить “окрашивание” у раннего Amon Tobin (или у Cujo), у Blockhead, Aesop Rock. Также хорош релиз от Майка Паттона (вокалист Faith No More) “Peeping Tom”. Все перечисленные исполнители большое внимание уделяют саунду и окрашиванию, чтят фактуру, любят аналоговый звук.

Но, ближе к делу. Первым, и одним из наиболее примечательным эффектом “окрашивания” и искажения звука для его читабельности является сатурация! В данной статье я расскажу о ее видах, способах эмуляции программными средствами, дам ссылки на VST-плагины, и поведаю о наиболее частых способах ее применения. Поехали. =)

Немного истории.

Saturation — это эффект насыщения звука дополнительными гармониками (искажениями, но “приятными для слуха”).

Таким образом звук обеспечивается дополнительными гармониками и обертонами, в результате на нижних частотах становится глубоко, на средних — тепло, на высоких — звонко.

Сей эффект долгое время был присущ ламповым и транзисторным приборчикам доцифровой эры, и воспринимался как данность.

С наступлением же цифровой эры звукорежиссеры получили в свое распоряжение совершенно “стерильный” саунд, который не был «подкрашен».

Многие были сбиты с толку, и даже – разочарованы. Новый саунд звучал для них слишком непривычно истерильно. К тому же — «не цеплял». Поэтому большинство звукорежиссеров вновь взяли в руки отложенные на полки старые аналоговые (ламповые, транзисторные, ленточные) приборы и стали все звуки пропускать через них добиваясь «того самого саунда».

Читайте также:  Защита данных в excel

Уже позже производство встрепенулось, и в линейках железа появилось множество нововведений и модулей, которые были призваны окрашивать качественный и стерильный цифровой звук в звук более “грязноватый», “тепловатый”, “приятный” (на выбор).

Дорогущие приборы цифровой эры стали учиться выдавать «дрянной” саунд предыдущей эпох. Не правда ли, забавно?

Основные типы сатурации.

Итак, какие типы сатурации у нас есть:

  • Ламповая. Самый распространённый вид сатурации, источник многих срачей среди аудиофилов и звукорежиссеров. И предмет фетиша – душа звукорежиссера умасливается и наполняется теплым аналоговым чувством собственной важности, когда у него в студии появляется приборчик с лампами внутри (еще круче – с наружи, чтобы она была видна). Как я уже говорил, в основе ламповой сатурации – свойство ламповых усилитей вносить нелинейные искажения в сигнал, особенно если оный сигнал становится близок к высоким значениям. При обработке каждого конкретного частотного диапазона сатурацией, можно очень здорово «подкрасить» микс. И результат будет весьма сильно отличим по глубине и звонкости от оригинала.
  • Магнитно-пленочная.Эта сатурация, которая была присуща старым катушечным магнитофонам. Она довольно сложная. Расскажу, что я сам понял =) На окраску звука влияет подмагничивание ленты и связанные с этим магнитные артефакты, а также огрехи в скорости проигрывания…. все это дает в итоге вкусные и характерные искажения. К тому же — чем дольше проигрывается на магнитофоне запись, тем она сильнее “подтирается”. И это дает весьма умеренный и приятный для слуха баланс высоких частот на записи. Звучит насыщенно, и в то же время “гладко”. Тютелька в тютельку.
  • Трансформаторная.Еще один тип сатураторных “исказителей”. Менее распространенный и более специфический.

Трансформаторная сатурация связана с магнитной индукцией, и всякой полевой дребеденью, которая возникает в трасформаторных катушках понятно, да? =) Интенсивность искажений зависит от материала, из которого сделан сердечник трасформатора, а многое – от материала обмотки и его свойств.

Специфика трансформаторных сатураций в том, что они могут быть и не очень приятными, особенно на высоких частотах. Но и свой непередаваемый окрас, достойный внимания, и подходящий для разных случаев, у нее есть.

П.С. Кстати, любимый многими эффект “дисторшена” (Distortion) – это тоже своего рода экстремальный сатуратор, но о нем и его применении я поговорю в одной из следующих статей

Плагины, эмулирующие различные типы сатурации.

Аналоговыми железками обладает далеко не каждый звукорежиссер, и в таком случае для эффекта сатурации можно использовать VST-плагины, которые им “подражают” — более или менее успешно.

Какие плагины мы можем использовать, чтобы добиться “теплого аналогово звука” или окраса?

Перечислю некоторые из них:

  • Waves tube saturator (см. скрин выше. эмулирует ламповую сатурацию, отзывы очень хорошие)
  • Ferric TDS (сатурация магнитной ленты) БЕСПЛАТНЫЙ!
  • Tessla Pro (трасформаторная сатурация) БЕСПЛАТНЫЙ!
  • URS Saturation Native (all-in-one различные виды сатурации)
  • D16 Group “Redoptor” (ламповая «tube» сатурация, заточенная под дисторшен)

Есть также многие другие плагины. Бесплатные и платные — ищите, и вознаграждены будете!

Дефолтные сатураторы в Ableton Live

Создатели Ableton также не дремали, и внесли в состав своего программного продукта несколько годных для употребления модулей для сатурации:

  • Saturator (гибко программируемый модуль насыщения, может использоваться и как некий дисторшен. Полезен для обработки баса, ударных, вокала… строгих правил использования нет. Подбирайте различные пресеты, находите наиболее оптимальное звучание, и, конечно, экспериментируйте! Я часто использую его для «подзвончивания» гитар или хай-хетов, снейров, и углубления бочки).

  • Dynamic Tube (Более щедящий эффект, и более тонко работающий. Он призван эмулировать как раз ламповый звук. На выходе получается что-то между компрессией и дисторшеном. Более агрессивные настройки звучат как испорченное черт-знает что. Также рекомендуется подбирать пресеты, крутить ручки и вслушиваться. Область применения этого модуля также широка и не ограничена ничем, кроме вашей фантазии).
Читайте также:  Win 10 как открыть скрытые папки

Я не стал включать сюда модули, типа Amp, Overdrive, и т.п. Но, в принципе, они тоже могут иcпользоваться для насыщения инструментов не только добавочными гармониками но и нехилыми агрессивными искажениями. Имейте в виду.

И вот я как-то незаметно подошел к вопросу о применении сатурации в миксе. Давайте прикинем – как ее можно использовать.

Совет: щелкнув правой мыши на данных плагинах можно (и нужно) включить «Hi-Quality» режим.

Где конкретно, как, и зачем используется сатурация (насыщение) в миксе?

  • Басовые партии. Классический прием. Сатурация используется на басовых партиях для придания ее высоким гармоникам большей плотности. Сатурированная басовая даже на небольших колонках становится более читаемой. Сатурация басовой партии во многих случаях является даже лучшим выходом, чем эквализация.
  • Вокальные партии. Иногда в композиции довольно шумно, а потому вокальная партия может начать в ней “теряться”. Шумы перекрывают вокал, и его приходится выводить на передний план – делать громче… а это может привести к другим неприятным ситуациям- вокал начинает выбиваться из микса. В общем, в этом деле снова поможет сатурация.
  • Сатурация хай-хетов, сплэш и кимбалов. Сатурация делает барабанное “железо” воздушным, звонким, читаемым. Это – классический прием, которые не стоит игнорировать. Также сатурация часто используется на снейрах барабанных партий.
  • Сатурация бочки. Иногда на бочку вешают Tube-сатурацию (ламповую, впрочем, можно и любую другу). Это придает бочке сочности и глубины.
  • Сатурация и дисторшен гитар. Иногда эффект overdrive в композиции не нужен, но чтобы гитары не потреялись – можно использовать любую из перечисленных здесь сатураций;
  • Сатурация синтезаторов и падов. Еще одно применение данного эффекта, которое приносит отличный результат. Один из примеров, когда окраска добавляет к звукам не только гармоники но и само великолепие. Особенно – при умелом использовании, и еще неплохо бы перед сатуратором поставить какой-нибудь флэнджер или хорус… 😉
  • Сатурация всего микса. Иногда добавление такого модуля является весьма эффективным шагом. Пробуйте, если считаете, что микс звучит все еще блекло и без хорошей окраски.
  • Мастеринг, сатурация микса в целом. Назначение сатурации на финальном этапе мастеринга – дать больше сочности и читаемости тем или иным частотным диапазонам.

Модуль сатурации (exiter, “возбудитель”) есть, к примеру, в великолепном плагине IZotope Ozone. В последней версии Izotope Ozone (5 версия, если я не ошибаюсь) доступны различные виды гармонических искажений. Среди возможных эмуляций не только ламповые, аналоговые, но и магнитные. И даже, по-моему трансформаторные. (см. рисунок выше)

Необходимое предостережение.

Сатурация — это то масло, которым можно испортит кашу, особенно если использовать сатурацию без меры. =) Учтите, что возбуждение гармоник может вызывать резонанс на некоторых чрезмерно возбужденных частотах. А это приводит к клиппингу и к скукоживанию ушей как у вас, так и у слушателей.

В таких случаях не забывайте гасить резонансы эквалайзером.

И — помните об умеренности.

Итоги.

Все это прелестно, и отлично. Однако, я хочу напомнить — хороший и “вкусный” саунд является не только результатом использования одной лишь сатурации. Гармонические искажения (ламповые, трансформаторные или “кассетные”) — это лишь частность. Впрочем, довольно весомая и важная.

Для достижения “вкусного” саунда применяется еще достаточно нехилое количество разных мер и манипуляций: эквализация частот (добавление средних частот и “грязи”), уже упомянутый дисторшен, redux (редукшен), хорус (chorus), эмуляция винила (vinil distortion), реверберация… добавление шорохов и шумов… и т.п.

Читайте также:  Pioneer vsx 818v отзывы

Все это подкрашивает саунд, делает его фактурным и интересным. И обо всем об этом я имею намерение рассказать в следующих статьях.

С вами был Wolfframe! Пишите, пожалуйста ваши отзывы и комментарии! Спасибо за внимание, и до новых встреч. =)

Навеело одним блогом. Решил репостнуть сюда, дабы сохранить суть:)

Для начала — чтобы звук был теплым аналог в принципе не нужен, почти 20 лет уже 90% музыки цифровой, в 80-х цифра вообще стала доминирующей, в 90-х только укрепилась в этом положении. как сделать звук теплым?

1) резать верх
2) накачивать нижнюю середину
3) меньше лимитировать больше компрессировать
4) не разгонять rms выше -12/-10
5) делать объем планами, как в джазе/роке/живье
6) не бояться шума и грязи

а теперь вопрос. почему так никто не делает?
1) верх продает трек — если слушать типичную коммерческую запись тихо-тихо, то верх и верхняя середина будут доминировать
2) нижняя середина на большой громкости дает грязь и еще ее сложно рулить на дешевых мониторах
3) если лимитировать звуки, сводить проще. плюс лимитеры убирают ответственность за структур звука в пользу громкости. яркий пример — www.lostinmusik.net/?p=1646 . по мне так полный пи3дец, но это работает. потому что громкость продает трек.
4) чем выше rms, тем ближе звук к меандру. что такое меандр? квадратная форма волны. что такое квадратная форма волны? это двоичная волна, которая либо вкл, либо выкл, причем период одинаковый этих двух процессов. а как получить квадрат? upload.wikimedia.org/wikipedia … вот фотка:) я вставлять так и не научился, сорри( то есть берем синус и накачиваем гармониками. а как мы накачиваем гармониками? дисторшен. тупой и убогий дисторшен. с-но чем ближе rms к 0 дб, тем больше в звуке гармоник, тем ближе звук к простому меандру с разными частотами. а теперь скажите — нормально слушать электрогитару с фуззом на невъе6енной громкости? по мне так это ад. так чтааааа. но опять же, чем больше гармоник, тем меньший размер динамика нужен для воспроизведения музыки, тем лучше она продается.
5) объем невозможен при отсутствии динамики. физически. так что тут особо рассусоливать нечего.
6) шум и грязь — это изъяны, делающие фонограмму живой. мы привыкли к странному качеству beatles или даже электроники конца 80-х начала 90-х. но шум и грязь забирает громкость. если шумную запись закомпрессить, то она будет звучать хуже. поэтому раньше искусство записи на пленку также заключалось в балансе уровня шума/полезного сигнала, нужна была золотая середина. сейчас любой изъян в треке — как под микроскопом из-за увеличения громкости на 2/3 порядка (6 db = увеличение громкости в два раза примерно) и опять же — почему надо жать? чтобы продавалась музыка.

а теперь главный вопрос — неужели все такие дол6оебы, что не слышат этих очевидных вещей? да. почему? потому что музыка перестала быть ценностью.
раньше в каждой семье стояла дорогая и качественная аппаратура для прослушивания фонограмм, будь то тупо кассетные деки или виниловые проигрыватели, был фетиш в аудиофилии и в прослушивании записей.
сейчас массовая музыка, поп-музыка — часть глобального медиаконтента, кусок говна ради зарабатывания денег на другое гавно. как лечить? никак. потому что даже телефон теперь может "играть музыку".
и последнее — мне всегда интересно, у какого процента жителей promodj есть возможность услышать музыку. по-настоящему. не увидить на спектрограмме, не упиться в клубе под дрова за 10 копеек, а правда услышать. по-настоящему. я думаю с каждым годом этот процент стремится к нулю.
вот как-то так:(

Ссылка на основную публикацию
Как самостоятельно оцифровать видеокассету
На сегодняшний день эра видеокассет безоговорочно подошла к концу, а на ее место пришли цифровые носители. Что делать в том...
Как продать свои услуги в интернете
Как продавать свои услуги в Интернете запись закреплена Ваши первые клиенты уже через 30 дней – и больше пользы людям!...
Как продлить срок службы аккумулятора телефона
Сегодня литий-ионные (Li-Ion) и литий-полимерные (Li-pol) аккумуляторы являются самыми распространенными в мобильных устройствах.Они обладают целым рядом преимуществ по сравнению с...
Как сбросить биос джампером
Настройки базового оборудования и времени вашего компьютера хранятся в БИОС и, если по какой-то причине у вас возникли проблемы после...
Adblock detector